понедельник, 11 марта 2013 г.

Текст № 6 по Леониду Жуховицкому


(1)Когда-то существовало государство, где "слабость" в человеке начинали искоренять даже не с колыбели, а прямо с момента рождения.

(2)Помню, как восхищала меня в детстве суровая и гордая романтика Древней Спарты. (З)Мне нравилось всё в этой удивительной стране: и то, что слабых детей сбрасывали со скалы, и что мать-спартанка провожала сына на войну не слезами, а прекрасной афористичной фразой: "Со щитом или на щите", и что маленький спартанец, пронёсший в школу под рубахой живого лисёнка, не плакал и не кричал, когда зверёк вгрызался в его тело. (4)Мальчик умер - но молча!
(5)Значительно позже я задал себе один вопрос: почему же история Спарты была такой бедной - войны да восстания рабов? (б)Почему государство, где основной доблестью считалась стойкость, всё-таки не сумело выстоять? (7)Почему спартанцы, которых готовили к борьбе, и только к борьбе, всё равно потерпели в этой борьбе поражение?
(8)Постепенно я понял: всё было закономерно. (9)Мужественная Спарта погибла от собственной бездарности.
(10)В этой стране с бюрократической планомерностью сразу после рождения убивали гениев. (11)В пропасть швыряли слабосильных и нестандартных, то есть тех, кто в дальнейшем просто вынужден был бы противопоставить безукоризненной мужественности окружающих мощь разума и силу духа. (12)Тех, кого непосильная тяжесть меча поневоле отталкивала бы к резцу, линейке и перу. (13)Тех, для кого "выжить" означало бы - "изобрести".
(14)Со скалы сбрасывали не только будущих учёных и поэтов, но и полководцев. (15)Хилый Суворов и маленький Наполеон полетели бы в пропасть на общих основаниях.
(16)Кстати, убивая больных, спартанцы попутно убивали талант в здоровых. (17)Ничто так не стимулирует прогресс, как забота о слабом. (18)Избавляясь от слабых и калек, спартанцы избавлялись от прогресса.
(19)От знаменитого государства, кроме памяти о воинской доблести, не осталось ничего: ни мудрых стихов, ни статуй, ни научных законов. (20)Неинтересная была страна.
(21)Нам известно из легенд, что спартанки, матери и жёны, умели отказываться от любви. (22)Умели ли они любить - легенды об этом молчат. (23)Холодная была страна.
(24)История юного героя, убитого лисёнком, говорит, увы, не только о мужестве мальчика. (25)Этот смельчак был ещё и трус. (26)Боли не испугался, смерти не испугался - испугался общественного мнения. (27)Конечно, любое общество без общественного мнения разваливается. (28)Но ведь общество, где против общественного мнения не восстают, перестаёт развиваться, загнивает и тоже разваливается. (29)В Спарте боялись общественного мнения. (З0)Робкая была страна.
(31)Спартанцы умели защищаться - но что им было защищать? (32)Нелюбимых жён и нелюбящих матерей? (ЗЗ)Право сбрасывать со скалы? (34)Свободу? (35)Но ведь и свобода нужна человеку не сама по себе, а как средство развития личности. (З6)Там, где личность не развивается, свобода постепенно отмирает за ненадобностью.
(37)Насколько же ярче и богаче была история Афин, где детей растили для всего многообразия жизни!
(38)Конечно, реальная Спарта была обычней, будничней легендарной и не столь разительно отличалась от Афин. (39)Но и этого различия оказалось достаточно, чтобы Спарта умерла, не оставив после себя ничего, кроме славы, а Афины заложили фундамент современной культуры. (40)Кстати, напряжённая духовная жизнь, бурное развитие науки и искусства нисколько не мешали афинянам быть мужественными: ведь борьбу греков против персидских завоевателей возглавили именно Афины.
(41)Воспитание воли и решительности - задача важная, но далеко не единственная. (42)Прежде всего человека нужно воспитать человечным -иначе он всю жизнь будет бороться только за себя.
(По Л.А. Жуховицкому)
Информация о тексте
I.Основные проблемы.
1. Проблема исторической памяти. (Какую память оставили после себя великие древние государства?)
2. Проблема воспитания подрастающего поколения. (Как следует воспитывать детей, на какие качества личности следует обращать большее внимание?)
3. Проблема закономерностей исторического развития государства. (Почему погибло такое сильное в военном отношении государство, как Спарта?)


II.Комментируем текст.
Напомню, комментарий от простого пересказа отличается тем, в пересказе вы говорите, что делают герои, а в комментарии, что делает автор. И.П. Цыбулько рекомендует: «В комментарии необходимо показать, в связи с чем возникла проблема, «откуда она взялась», иными словами, что натолкнуло автора на размышления по данному вопросу?»

 Ответим на вопросы:
1. В связи с чем возникла проблема (воспитания)? Откуда она взялась? Возможно, автора не устраивает черствость современного человека. Причину он видит в подходе: воспитывают не то, что нужно. К чему это может привести?!  
2. Что натолкнуло автора на размышления по данному вопросу? Просится ответ: история государств и городов. Но история  –  вполне знакомый материал автор подаёт  в непривычном ракурсе, а затем автор делает эффектный вывод.  
А вот что натолкнуло… – в данном тексте не сообщается. 

III.Позиция автора

1. В течение долгих веков сохраняются, наряду с памятью о военной доблести, достижения науки, произведения искусства, отражающие "напряжённую духовную жизнь" людей; если Спарта не оставила после себя ничего, кроме славы, то "Афины заложили фундамент современной культуры".

2. Человечность - качество более важное, чем воля и решительность; человека нужно воспитывать человечным, тогда он будет заботиться о старших, защищать слабых, любить ближних.

3. Спарта сама погубила себя, избавляясь от слабых членов общества и тем самым препятствуя прогрессу, развитию человеческой личности.


Пример отличного  комментария!!!

Актуальная для любого времени и государства нравственно-этическая и социально-экономическая проблема отказа  от человечности во имя прогресса и процветания общества может быть рассмотрена на примере многих государств.
Рассуждение Л.Жуховицкого о силе и слабости отдельного человека и всего общества начинается с истории гордой Древней Спарты, в которой не оставляли  места для слабых телом и духом граждан. Все вошедшие в историю рассказы о спартанском воспитании  подчёркивают несгибаемость и стойкость как единственные ориентиры в жизни государства и его мужественных защитников.
Автор задается вопросом о причинах поражения несгибаемой Спарты и приходит к удивительному на первый взгляд выводу: гибель такого государства была закономерной: «Мужественная Спарта погибла от собственной бездарности». Публицист Л.Жуховицкий доказывает свои выводы многочисленными примерами в 10-23 предложениях текста и подходит к осознанию значимости в развитии общества человечности и сочувствия к слабым: «(16)убивая больных, спартанцы попутно убивали талант в здоровых. (17)Ничто так не стимулирует прогресс, как забота о слабом. (18)Избавляясь от слабых и калек, спартанцы избавлялись от прогресса». Затем автор (в 24-36 предложениях) подводит нас к пониманию свободы и несвободы в проявлении любви, в соблюдении общественных норм, к развитию личности и государства и утверждает: Общество, в котором «против общественного мнения не восстают, перестаёт развиваться, загнивает и тоже разваливается».
В своём рассуждении о значении человечности для общественного прогресса Л.Жуховицкий приводит другой яркий пример противоположной политики – историю Афин, «где детей растили для всего многообразия жизни!» А сегодняшним сторонникам прогресса для избранных автор напоминает, что «напряжённая духовная жизнь, бурное развитие науки и искусства нисколько не мешали афинянам быть мужественными».
Поэтому при сопоставлении разного отношения к слабости и силе, публицист убеждает читателей в 42 предложении: «Прежде всего человека нужно воспитать человечным - иначе он всю жизнь будет бороться только за себя».


Пример сочинения по данному тексту:


Леонид Аронович Жуховицкий в представленном нашему вниманию тексте поднимает серьезные вопросы социологии. Как нужно воспитывать детей, чтобы в будущем они смогли принести обществу пользу? Каковы прямые и косвенные следствия селекции в человеческом сообществе? Какие достижения цивилизации больше ценятся потомками – военные или культурные? Автор дает ответы на эти вопросы, рассматривая в качестве примера государство Древней Спарты. Должна ли социальная политика быть гуманной? Такова, на мой взгляд, главная проблема, поставленная автором в данном тексте. 
    Автор утверждает, что, хотя воспитание воли и решительности – важная задача, куда важнее привить человеку идею любви к окружающим и свободы самовыражения. Древние спартанцы не считались с этим, и потому их государство пришло в упадок и не оставило после себя выдающихся памятников культуры. 
    По мнению Жуховицкого, социум должен предоставить человеку возможность развивать свою личность, воспитать в нем, в первую очередь, человеколюбие. Гуманное и гармоничное общество живет богатой духовной жизнью, создает великую культуру.Я согласна с мнением автора. Человечное отношение друг к другу и забота о слабых – это признаки развитого общества. А развитое общество оставляет более значимый след в истории и делает больший вклад в мировую культуру. 
    В качестве литературного примера можно привести пьесу Островского «Гроза». Автор изображает небольшой город, в котором господствуют жестокие порядки провинциального русского мещанства. «Жестокие нравы в нашем городе,» - признает Кулигин. Это приводит к трагическим последствиям: талантливый человек не имеет возможности реализовать свои замыслы, которые улучшили бы жизнь города (например, поставить громоотвод); несчастная женщина совершает самоубийство, не выдержав всеобщего осуждения. Общество пытается уничтожить непохожих, но этим только вредит себе. 
    Также мы можем вспомнить историю Третьего Рейха. Это было тоталитарное государство с очень жесткой социальной политикой, в котором действовала доктрина евгеники. Третий Рейх стремился воспитать, в первую очередь, солдат, ставящих верность нации и безжалостность к врагам превыше сострадания и имманентного человеческого стремления к добру. Империя, построенная на силе и страхе, просуществовала совсем недолго и сгинула, не оставив будущим поколениям достижений, которыми они могли бы гордиться.


Примерно так можно написать, но я думаю, вы напишете лучше!!!

УДАЧИ!!!




Комментариев нет:

Отправить комментарий