воскресенье, 12 мая 2013 г.

"Десять лет спустя" текст по Виктору Некрасову


(1) Я думаю, что не обижу людей, живущих в одном из самых, может быть, интересных городов земного шара, если скажу, что их чувства немного притупились. (2) Сталинградцы любят свой город и гордятся им, как мало кто может и имеет право гордиться, и все же они привыкли к нему, привыкли к тому, что в нем происходит, и многое из того, что кажется им обыкновенным, чего они уже не замечают, замечаем мы, люди приезжие, замечаем и восхищаемся.


(3) Если к тому же приезжий бывал здесь во время войны и видал то, что осталось от города в феврале сорок третьего года, то восприятие его — тут нет ничего удивительного — будет особенно остро, а чувствительность несколько повышена. (4) И конечно же, будет вспоминать. (5) Пусть не осудят его за это. (6) Вспоминать всегда интереснее, чем слушать воспоминания, и удержаться от этого очень трудно.
(7) Всякий поймет волнение, с которым подходит человек к месту, где он когда-то воевал. (8) В  ТЭЦ тракторного завода я, правда, не работал, но я должен был ее взорвать. (9) На мне лежала тяжелая и страшная обязанность.(10) Приказ этот так и не поступил, но весь сентябрь 1942 года мы жили в ожидании его. (11) Мы - это пять человек, живших в небольшом блиндаже метрах в ста от станции. (12) Лежа по вечерам на  нарах, мы смотрели на этот ненавистный рубильник с черной ручкой, и все пятеро думали об одном. (13) Это были невеселые мысли...
(14)  А попал я снова на этот завод только через десять лет, в июне.
(15)  Впервые вижу его днем. (16) Я не буду говорить, узнал я его или не узнал,- любой ответ прозвучит банально. (17) Не буду говорить и о том, как искал и не нашел старые окопы, как пытался восстановить, где же проходила передовая, не буду говорить и о  самом заводе — это особая тема, — скажу только несколько слов о тополях.
18) Те самые, срезанные снарядами, тополя у входа, мимо которых мы торопливо пробегали темными октябрьскими ночами сорок второго года, те самые мертвые, как нам тогда казалось,  они выросли и стали большими, красивыми, настоящими тополями. 
(19) И вырастил, спас их Рогов — старший садовник завода. (20) Совсем обыкновенный на вид, невысокий, чуть  сутулый, с черными от земли руками, это он превратил свой завод в сад — я не преувеличиваю, это действительно так, - это он вырастил в бедном зеленью Сталинграде, на сухой его почве, эти деревья с такими пышными кронами, это он украсил заводские скверики маленькими вишневыми деревцами, которые тоже станут большими.
(21) Сейчас высокие, стройные, чуть шелестящие на ветру тополя и цехи восстановленного завода, на стены которых молодые деревца бросают свою полупрозрачную тень, - может быть, всё это и есть лучший памятник тем, кто лежит сейчас в земле Сталинграда, кто отдал свои жизни в разрушенных цехах завода.
                                                     290 слов По В. Некрасову

Важнейшим условием успешного выполнения задания части «С» является понимание исходного текста, адекватное восприятие его темы, проблем, поднимаемых автором, авторской позиции. Следовательно, необходимо ещё раз перечитать текст и ответить на вопрос: о чём в нём говорится?
  1. Центральная проблема конфликт жизни и смерти, живого мёртвого.
  2. Проблема душевной красоты и щедрости личности, проблема созидания прекрасного [в любых условиях: военных и мирных])
    Анализируем текст, ответив на вопросы:
    1. Где происходит действие рассказа?(В Сталинграде)
    2. В каких временных отрезках развивает действие рассказа? Сколько их? (В трёх временных пластах: осень 1942 года, послевоенное время и спустя 10 лет после него.)
    3. Какие события изображены в каждом времени?
    1. Война.
    2. Послевоенное время. Возведен сад.
    3. Прошло ещё несколько лет. Страна восстала из руин. Изменилось всё вокруг…
    4. Зачем садовник сохранял тополя и посадил вишни? Что движет им?(В надежде на то, что живое победит мёртвое, верил в счастливое будущее-победу)
    5. Какой сквозной образ объединяет все части текста? (Тополя…)
    6. Что они олицетворяют?
    (Сквозной образ деревьев, который олицетворяет жизнь и веру в счастье.)
    7. Какой конфликт изображён в рассказе?(Конфликт жизни и смерти. Антитеза живого и мёртвого. Война смерть, деревьяжизнь.) Докажите
    7. Как изображён садовник? Это человек со светлой душой и стремлением к прекрасному, движимый тихой любовью к родной земле.
    8. Можно ли назвать этот поступок садовника подвигом?
    (По-своему он совершает подвиг: израненную, изрешечённую пулями, искалеченную войной землю возвращает к жизни.)
    Приводим аргументы…
    1. Из фронтового блокнота сталинградца .
    2 февраля. Сердце ликует: величайшее в мире сражение мы выиграли! Двести огненных дней и ночей стоял Сталинград! И выстоял! Здесь каждое мгновение гибли бойцы. Умирали ради победы — умирали ради жизни.
    (По И. Братченко.)

    2. Патриотизм обозначает любовь к своей стране, к своему народу. Как всякая большая любовь, патриотизм расширяет сознание. Подлинный патриот любит весь мир.
    И. Эренбург

    3. Что значит любить Родину?
    На фронте, где довоенная мирная жизнь казалась такой далёкой. Шла война, мы были далеко от наших родных мест, но нам часто снился отчий дом. Война не убила в душах моих ровесников лучезарный довоенный мир. В самые тяжкие дни мы хранили память о том пятачке земли, который каждый из нас исходил босыми ногами, где плакал и смеялся, учился понимать добро и зло, по дороге из которого ушёл в большой мир. Этот маленький кусочек земли олицетворял для нас Родину.
    А. Маресьев
    4. Если мы раскроем словарь В. Даля, то увидим, что он трактует память как свойство души хранить, помнить, сознанье о былом.

    5. РОДИНА
    Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы.
    Да, можно голодать и холодать,
    Идти на смерть...
    Но эти три березы
    При жизни никому нельзя отдать.
    К.Симонов

    6. Сергей Ларионов. Рассказ «Ёлка деда Архипа».
    Взрыв был такой, что все село проснулось. Школа горела, будто стог сена, никто из гитлеровцев не спасся. Вот так геройски погиб Архип Дрогин. Жене и той не сказал, что готовил захватчикам. Его все предателем посчитали, а он, оказывается, не забыл фашистам смерти сына. И только в день взрыва сказал другу, чтобы тот спас его старуху от пыток. Помолчал и добавил: «Мебель директора школы у меня вся в сохранности, шкаф ему починил, вернутся — отдашь. Сберег я от немецкой порубки сад школьный, пускай детишки едят яблоки на здоровье». Вот такой кремень, а не человек. Слава ему будет вечная.
    Партизаны сняли шапки... Несколько минут отряд хранил торжественное молчание...

    7. В романе «Буранный полустанок» Ч. Айтматов вновь обращается к образу простого труженика — железнодорожного рабочего Едигея Жангёльдина Буранного. Мысль об ответственности каждого человека за все происходящее вокруг, за судьбу нашей планеты — по-прежнему одна из центральных в творчестве писателя, постоянно напоминающего о ценности человеческой личности, о ее высоком назначении.
    Айтматов считал, что каждому из нас важно научиться в любых ситуациях думать о другом, как о самом себе.
    8. «Все на земле стирается. Все, кроме памяти»,— справедливо утверждает писатель Иван Васильев.
    9. Проблемы жизни и смерти, свободы и рабства, героизма и трусости, беспощадной жестокости и простой человеческой жалости, философски насыщенные, возникают в произведениях о Сталинградской битве Ю.Бондарева «Горячий снег», «Дни и ночи» К. Симонова, «Они сражались за Родину» М. Шолохова, «За правое дело» В. Гроссмана.
    10. «Настоящее не может быть оторвано от прошлого,— говорит Ю. Бондарев.
    11. «Человек, умеющий подавлять чувство страха, способен на каждодневное мужество — и в этом я вижу героическое начало».
    «Героизм,— скажет Бондарев в другой раз,— это преодоление самого себя и это самая высокая человечность».

    12. Главным героем «Горячего снега», «Освобождения», «Берега» был народ, представленный во всем богатстве своего национального и духовного многообразия; в центре повествования народный подвиг и героизм, когда человек ощущает себя частицей всех людей, одержимых справедливостью борьбы за свободу и независимость родины.






Комментариев нет:

Отправить комментарий