В8

  Для более полной, точной, яркой и образной передачи своих мыслей, чувств и оценок автор текста может использовать различные средства языковой выразительности.
      Средства языковой выразительности многообразны. Особое место среди них занимают так называемые средства художественной изобразительности (художественно-изобразительные средства: звукопись, метафоры, олицетворения, гиперболы и т. д.), основанные на использовании специальных приемов и способов сочетания звуков, слов, словосочетаний, предложений. Однако выразительность текста создается не только с помощью использования специальных художественно-изобразительных средств. Значительные выразительные ресурсы заключены в лексике и фразеологии языка, а также в его грамматическом строе и фонетических особенностях. Именно поэтому можно говорить о выразительных средствах языка на всех его уровнях: фонетики, лексики и фразеологии, морфологии и словообразования, синтаксиса.

Языковое средство
Определение
Пример
Анафора (единоначатие)
Повторение слов или словосочетаний в начале предложения
Руки опускаются, когда человек читает в газетах одно , а в жизни видит другое.
Руки опускаются от постоянной неразберихи , бесхозяйственности , махрового бюрократизма . Руки отпускаются , когда ты понимаешь , что вокруг тебя никто ни за что не отвечает и что всем всё «до лампочки».
Вот от чего опускаются руки!
( Р.Рождественский)
Антитеза (противопоставления)
Резкое противопоставление понятий , характеров, образов , создающий эффект резкого контраста
Всю мировую литературу я разделяю на 2 типа –литература дома и литература бездомья.
Литература достигнутой гармонии и литература тоски по гармонии .
Безумный безудержный ритм Достоевского- и мощный замедленный ритм Толстого. Какдинамична Цветаева и как статична Ахматова ! ( Ф. Искандер)
Вопросно-ответная форма изложения
Форма речи, при которой автор как бы делает читателя  своим собеседником ,привлекает его к обсуждению важных вопросов ,заставляет задуматься над ними.
Многие считают ,что бороться с проявлениями фашизма- дело правоохранительных органов.
Ну а мы-то сами? Пешки, что ли ? Щепки истории? Рабы времени и обстоятельств? Да ни один институт общества в одиночку с человекофобией, бесчеловечностью не справится -это задача нас всех.
Гипербола
Художественное преувеличение.
Россия поражена тяжелейшей идеологической болезнью, которая более тяжела ,чем водородная бомба 20 века. Имя это болезни -ксенофобия(И.Руденко).
Градация
Синтаксическая конструкция ,внутри которой однородные выразительные средства располагаются в порядке усиления или ослабления признака.
Вед и правда :что толкусмелости, в бесстрашии, в беззаветной храбрости,если за ними не стоит совесть?! Нехорошо, недостойно, глупо и гадко смеяться над человеком.(Л.Пантелеев)
Гротеск
Художественное преувеличение до невероятного, фантастического.
Если бы какие-нибудь вселенские диверсанты были посланы уничтожить все живое на Земле и превратить ее в мертвый камень, если бы они тщательно разработали эту свою операцию, они не могли бы действовать более разумно и коварно, чем действуем мы, живущие на Земле люди.(В.Солоухин)
Инверсия
Обратный порядок слов в предложении. (При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, согласованное определение стоит  перед определяемым словом, несогласованное - после него, дополнение -после управляющего слова, обстоятельства образа действия –перед глаголом. А при инверсии слова располагаются в ином порядке ,чем это установлено грамматическими правилами).
Вышел месяц ночью темной, одиноко глядит из черного облака на поля пустынные , на деревни дальние, на деревни ближние.( М.Неверов)
Ослепительно-яркоевырвалось из печи пламя(Н.Гладков)
Не верю я в добрые помыслы нынешних новых русских. (Д.Гранин)
Ирония
Вид иновысказывания, когда за внешне положительной оценкой скрывается насмешка.
Продаются мужские костюмы ,фасон один. А цвета какие? О,огромный выбор цветов!Черный, черно-серый, серо-черный, черновато серый, грифельный, аспидный, наждачный, цвет перевального чугуна, кокосовый цвет, торфяной, земляной, мусорный, цвет жмыха и тот цвет, который в старину назывался «сон разбойника». В общем, сами понимаете, цвет один, чистый траур на небогатых похоронах. (И.Ильф, Е.Перов)
Композиционный стык
Повторение в начале нового предложения слова из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его.
Мы шли к этой славедолгие годы. Долгие годынаш народ жил одним: все для фронта, все для победы, потому  что только после нее возможна простая человеческая жизнь. Жизнь , ради которой погибли миллионы.
Контекстные (или контекстуальные)
анонимы
Слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются анонимами только в исходном тексте.
Комплекс неполноценности способен загубитьчеловеческую душу. А может  возвысить до небес. Нечто подобное творится с атомной энергией. Ею можно обогреть весь земной шар. А можно расколотьего на тысячу частей.(С.Довлатов)
Контекстные (или контекстуальные) синонимы

Была, правда, старая настольная лампа, купленная в коммисионном, чужая старина, не вызывающая никаких воспоминаний ,поэтому ничем не дорогая(Д.Гранин)
То  было ведение…
Предо мною появилисьдва ангела..два гения.
Я говрю: ангелы..гении -потому что у обоих на нажженных телах не было никакой одежды и за плечами у каждого взымались сильные длинные крылья.( И.Тургенев)
Лексический повтор
Повторение в тексте одного и того же слова .
- Эти люди – ваширодственники?
-Да, - сказал он .
- Все эти люди – родственники?
-Безусловно, - сказал он .
-Люди всего мира ? Всех национальностей?Люди всех эпох? ( С. Довлатов )
Литота
Художественное приуменьшение.
Мы со своими  амбициями – меньше муравьев лесных .( В . Астафьев)
Метафора ( в том числе развернутая )
Перенесение на предмет или явление какого – либо признака другого явления или предмета ( развернутая метафора – это метафора . последовательна осуществляемая на протяжении большого фрагмента сообщения или всего сообщения в целом
Добрых людей на свете было  , есть и , надеюсь , будет всегда больше , чем плохих и злых , иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы , ………опрокинулся и затонул .
Она очищается , душа – то , и чудится мне , весь мир затаил дыхание , задумался этот клокочущий , грозный наш мир , готовый вместе со мною пасть на колени , покаяться, припасть иссохшим  ртом к святому роднику добра ….(Н. Гоголь )
Метонимия
Перенос значение ( переименование ) на основе смежности явлений .
Зима . Мороз . Село коптит в стылое ясное небо серым дымом (В . Шукшин ) ТраурныйМоцарт  зазвучал под сводами собора ( В. Астафьев ). Черные фраки носились врось и кучами там и там. ( Н . Гоголь ).
Однородные члены предложения
Синтаксическое средство выразительности , позволяющее а)подчеркнуть различные качества чего-либо
Б)увидеть динамику действия
В) в деталях увидеть , услышать , понять что –либо .
Пением органа наполнены своды собора . С неба . сверху . плывет то рокот , то гром , то нежныйголос влюбленных , тозов весталок . то рулады рожка , то звукиклавесина , тоговор перекатного ручья ….
Зал полон людьми ,старыми  и молодыми , русскими и нерусскими , злыми и добрыми  , прочными и светлыми , усталыми и восторженными , всякими .
Если суждено намумереть , сгореть , исчезнуть , то пусть сейчас , пусть в эту минуту , за все наши злые дела и пороки накажет нас судьба . ( В. Астафьев )
Оксюморон
Соединение в образе или явлении несовместимых  понятий .
Сладостные  мученияиспытал он , изгнанник , вернувшись в Россию .Тревожно- радостное ожидание сменилось в нем спокойной уверенностью в завтрашнем дне. ( Н. Кривцов)
Окказионализмы
Индивидуально- авторские неологизмы.
Как бы нам самим следить, чтобы наши правда не поширялись за счет прав других .(А. Солженицын )
Олицетворение(персонификация)
Присвоение предметам неживой природы свойств живых существ.
Хмель, ползя по земле, хватается за встречные травы но они оказываются слабоватыми для него ,и он ползет, пресмыкаясь, все дальше…..Он должен постоянно озираться и шарить вокруг себя, ища за что бы ему ухватиться, на какую бы опереться надежную земную опору.(В.Солоухин)
Парцелляция
Намеренное дробление предложения на значимые смысловые части.
Жил  в Германии хрупкий болезнетворный юноша.Заикался от неуверенности. Избегал развлечений. И только за роялем он преображался. Его звали Моцарт. (С.Довлатов)
Перифраза
Описательное выражение, употребленное вместо какого-либо слова.
Особое место занимало у него в словаре слово «золото».
Золотом называлось все, что хотите. Уголь и нефть-«черное золото».Хлопок-«белое золото». Газ -« голубое золото». (В.Войнович)
Риторический вопрос
Выражение утверждения в вопросительной форме.
Кто из нас не любовался восходом солнца, летним разнотравьем лугов, бушующим морем? Кто не восторгался оттенками красок вечернего неба? Кто не замирал в восторге от вида внезапно возникшей долины в горных ущельях? (В.Астафьев)
Риторическое восклицание
Выражение утверждения в восклицательной форме.
Какая магия, доброта, свет в слове учитель! И как велика его роль в жизни каждого из нас! (В.Сухомлинский)
Риторическое обращение
Фигура речи, в которой в форме обращения выражается отношение автора к тому, о чем говорится.
Милые мои! Да кто же, кроме нас, о нас самих думать будет?(В.Войнович)
И вы, душевно убогие вандалы, тоже кричите о патриотизме? (П.Вощин)
Сарказм
Едкая ирония.
И каждый раз, откровенно халтуря на работе( «сойдет..!», что-то слепляя на авось («перемелется..!»),что-то недодумывая, не просчитывая, не проверяя(«да ладно, обойдется..!»),закрывая глаза на собственную небрежность («плевать..!») мы же сами, своими руками,собственным так называемым трудом строим полигоны для грядущей демонстрации массового героизма, сами себе готовим завтрашние аварии и катастрофы! (Р.Рождественский)
Сравнительный оборот (в том числе развернутое сравнение)
Сопоставление предметов, понятий, явлений, чтобы подчеркнуть особо важный признак. Сравнение может быть передано:
1) с помощью сравнительных союзов   как, точно, будто, словно, что , как будто и т.п.

Ночь, словно сумрачное ораторио старинных мастеров, росла в саду, где звезды раскидались как красные, синие и белые лепестки гиацинтов…
2) С помощью словпохожий на ,похож на, подобен, напоминает , Схож  с…
И кабинет мэтра был похож скорее на обитель чернокнижника, чем простого музыканта.
3)Родительным падежом существительного.
Лак на скрипке был цвета крови.
4)Творительным падежом существительного.
Старый мэтр никогда не бывал на мессе, потому что его игра была настолько бешеным  взлетом к невозможному, быть может, запретному…
5)Сравнительный оборот.
Вместе с ней росло в душе мэтра мучительное нетерпение и ,как тонкая ледяная струйка воды,заливало спокойный огонь творчества.
6)Отрицанием (т.е не сопоставлением , а противопоставлением одного предмета или явления другому).
Не скрипка- душамузыканта звучала в этой тоскующей мелодии.
7)Придаточным сравнительным.
Рядом с ним, быть может, уже давно, шел невысокий гибкий незнакомец с бородкой черной и курчавой и острым взглядом, как в старину изображали немецких миннезингеров
(автор всех примеров- Н.Гумилев)
Синтаксический параллелизм
Одинаковое(параллельное )построение нескольких рядом расположенных предложений абзацев.
Что такое канцелярит?
Это-вытеснение глагола, то есть движения, действия, причастием, деепричастием, существительным (особенно отглагольным!), а значит застойность, неподвижность.
Это-нагромождение существительных в косвенных падежах, чаще всего длинные цепи существительных в одном  и том же падеже –родительном, так что уже нельзя понять, что к чему относится и о чем идет речь.
Это-вытеснение активных оборотов пассивными, почти всегда более тяжелыми, громоздкими.( Н.Гоголь)
Эпитет
Художественное определение ,т.е красочное, образное, которое подчеркивает в определенном слове какое-нибудь его отличительное свойство.
Есть только мояприсмерительная,  бесплотная душа, она сочится непонятной болью и слезамитихого восторга….Пусть рухнут своды собора, и вместо палача окровавом, преступно сложенном пути унесут люд в сердце музыкугения, а незвериный рев убийцы . ( В.Астафьев)
Эпифора
Одинаковая концовка нескольких предложений, усиливающая значение этого образа, понятия и т.д.
Как французы повлияли на Пушкина- мы знаем. Как Шиллер повлиял на Достоевского –мы знаем.Как Достоевский повлиял на всю новейшую мировую литературу- мы знаем.